Величина пьедестала
 
31 января в “Одесском вестнике” опубликован материал Геннадия Серебрякова “Градусник”, “киндер-сюрприз” и другие”. В нем – живые отклики читателей на публикацию “Субъективные заметки об одесских художествах” и краткий, но емкий авторский анализ.
Мне, автору “Субъективных заметок”, все это показалось очень хорошим симптомом! Оживает Одесса, просыпаются, излечиваются от безразличия ее граждане, а газета городского совета все чаще и чаще предоставляет им трибуну. И это – великое дело! Одесситам всегда есть что сказать. Было бы, где и кому.
 
Чем крепок памятник?
Городские скульптуры являются самыми доступными для народа художественными произведениями. Они живут рядом с нами. И хотя и существуют в единственном экземпляре, тем не менее, как это не парадоксально, имеют огромный тираж. Мимо них ежедневно проходят, проезжают тысячи людей. За десятилетия, в зависимости от многолюдности места, где установлен памятник, могут набраться десятки и сотни миллионов почитателей и противников. Это превышает число зрителей самых кассовых кинофильмов, и тиражи самых покупаемых книг. А ведь многие монументы живут не десятки, а сотни, а некоторые – даже тысячи лет!
Отсюда и такое внимание людей к этой, казалось бы, не самой важной в жизни теме. То, какие памятники Памятник Михаилу Семеновичу Воронцову в Одессеустанавливаются, как содержатся, какие сносятся, является зримым свидетельством отношений власти и истории, народа и государства.
Удивителен памятник графу Михаилу Семеновичу Воронцову. Как смог он выстоять? Сколько властей поменялось, сколько войн прошло – а он все стоял. Уж как большевики не любили царских сановников, а тут все же стерпели. Разговоры о том, что его физически не смогли снести, думаю, лишены оснований. Если от огромного собора камня на камне не оставили, то уж с памятником-то справились бы. Здесь были другие причины. И то, что это – боевой генерал, защищавший отечество, имевший ранения, и – весьма успешный губернатор, и – даже комендант Парижа! Художественная ценность памятника свою роль сыграла, ну и крепость конструкции никакому монументу еще не мешала…
Так ли крепки наши современные памятники? Давайте посмотрим на наши, новые.
 
Прозвища не запретишь!
Исторически сложилось так, что Одесса была обделена памятниками украинской истории и культуры. Кого вы можете вспомнить кроме насупленного Тараса Шевченко? Должны были появиться новые, и совершенно естественно они появились. Это памятник Богдану Хмельницкому на улице его имени и памятник атаману Головатому на Старобазарной площади-сквере, в которую упирается Александровский проспект.
Оба они получили от одесситов насмешливые прозвища. Да какие!
Памятник Богдану Хмельницкому представляет собой высокую колонну, увенчанную головой самого известного гетмана Украины. Как назвали одесситы эту композицию? – Правильно: “Чупа-чупс”. И поверьте – это самое доброе название из возможных. Скульптура производит впечатление насаженности на кол. Если учесть, что именно такой вид казни применяли в те далекие времена польские захватчики, с которыми активно боролся неистовый Богдан, то поневоле задумаешься, стоило ли скульптуре придавать именно такую форму?
Cделано это все “под мрамор” – из белого полимер-цемента. Представляете, позднее средневековье – XVII век. Война всех против всех. Плодородная Украина с огромным трудом, еле-еле отбивается от врагов. Высота моральных норм соответствует необходимости выживания любой ценой, т.е. опущена ниже нижнего уровня. А скульптура полководца, хитрющего гетмана, рубаки, как Венера Милосская,  – из белого мрамора. А ведь одно из его прозвищ было “Хмель-злодей”! Вот такого рода несоответствия, которые люди чувствуют очень тонко, и приводят к появлению прозвищ у памятников.
Монумент атаману Головатому “обзывают” в Одессе “памятником коню” и еще одним гораздо более злым прозвищем, которое не хочется даже приводить. Здесь, видимо, работает стереотип. Памятник сделан не героическим, конь использован не для возвышения всадника, а для подчеркивания сложности и трагичности момента. Что ж, таких моментов в нашей истории – хоть отбавляй…
А есть у нас еще и “Вера голодная”, и “памятник гимнасту”, и “щелкунчик-гробокопатель”. Узнали? Да, речь идет о Памятник Вере Холодной в Одессепамятниках Вере Холодной на Преображенской, жертвам чернобыльской катастрофы на Александровском проспекте и Дерибасу на улице имени его. Не могу сказать, что нет никаких оснований для таких нелицеприятных прозвищ…
Памятник потемкинцам называют у нас: “Стой, я рубль нашел!”. И у каждого матроса в этой скульптурной группе есть приписываемая ему реплика. Второй говорит: “Где, где, не вижу!?”, третий: “Не боись, щас подниму” и т.д.   В сущности, эти реплики свидетельствуют о том, что у этой многофигурной скульптурной группы есть динамизм. Говорят, что грубо очень он выполнен. Однако ж это матросы изображены, а не балерины. Матросня и должна быть грубой.
А кто может отрицать такое уникальное историческое событие, как факт угона новейшего броненосца с полным боезапасом в Румынию? Шесть зачинщиков восстания были приговорены к смертной казни. Трое из них были казнены. И это несмотря на то, что они добровольно вернулись на родину. Позднее был пойман и расстрелян вожак восстания Афанасий Матюшенко. В первый же день был убит матрос Григорий Вакуленчук. А всего в этих событиях погибло более тысячи человек.
Вопрос – нужен ли памятник? По разному можно относиться ко всему, произошедшему в 1905 году. Говорят, что не было расстрела на Потемкинской лестнице, что это выдумано Эйзенштейном. Говорят, что не было брезента, которым накрывали матросов. Но разве в этом дело? Ведь это – памятник протесту. В этом – главный его смысл. А людей, которые пересилили свой страх, свое рабство нужно помнить и уважать. Всем, кто в этом сомневается, я предлагаю выразить своему непосредственному начальнику какой-нибудь хотя бы небольшой протестик. Уверен, причина и повод найдутся. Духу у всех хватит? Вот то-то и оно…
Может быть, этот монумент и нужно перенести на Таможенную площадь, поближе к памятнику Вакуленчуку, освободив место для Екатерины с фаворитами, но уничтожать его нельзя – уверен.
 
История на табличках
Памятники помогают людям сберечь историю. Вместо того, чтобы их ломать, я предлагаю каждой новой власти, которая имеет свой взгляд на тот или иной монумент, не сносить его, а вешать табличку, в которой разъяснять  своим гражданам, как нужно воспринимать памятник в конкретную историческую эпоху. Представляете, наши потомки смогут изучать по этим каменным табличкам настоящую, а не выдуманную историю!
И еще несколько слов о выборе места для памятника. Очень желательно, чтобы оно было привязано к топонимике города. Например, если есть у нас улица Черноморского казачества и Атамана Головатого, то и памятник атаману должен быть где-то в этом районе. Иначе город порождает информационный шум, который мешает воспринимать его гармонично.
Нельзя не согласиться с читательским мнением о том, что памятник выдающемуся ракетному конструктору В.Глушко не Памятник афганцам в Одессеочень уместен в старой Одессе. Как бы он хорошо смотрелся в одном из новых районов на фоне какого-нибудь огромного здания в виде белого паруса!
Для того, чтобы памятник жил, а не прозябал, его нужно ставить в людном месте. Вот вам два примера. В Одессе есть мемориал воинов-афганцев на 411-й батарее. Но расположен он там так, что мало кто догадывается о его существовании – сбоку за деревьями.
Есть и другой памятник афганцам – огромный солдат, сидящий на земле в парке им.Шевченко. Его автору – Николаю Степанову (ныне, к сожалению, покойному) удалось создать очень мощное по силе воздействия на зрителя произведение. И место, вроде бы, хорошее – рядом с памятником Неизвестному матросу, но и здесь обычно немноголюдно. Этот монумент, как и мемориал на 411-й батарее, стыдливо спрятан в рощице. Мол, война не очень почетная – и памятники с глаз долой! Афганцы, конечно, эти скульптуры знают. Собираются здесь в дни памятных дат, цветы возлагают. А остальные? Все хоть раз видели?
Такое расположение, кроме всего прочего, не способствует антивандальной защите: мемориал на 411-й батарее был неоднократно разграблен, а памятник в парке Шевченко нередко используется как место для автографов бессовестных недорослей.
 
Эпилог
В общем, много у нас памятников и, чувствуется, очень много спешки вокруг их создания. Видимо, выгодное это дело для творческого коллектива. Как говорится: памятников много – каждый скульптор старается увековечить себя... А ведь Самодеятельный памятник 25000 сожженым в Одессеновый монумент – это не только единовременные затраты на его изготовление и установку. Это еще и тщательная уборка территории, и текущий, и капитальный ремонт на века вперед. Неопрятный памятник кричит всем мимо проходящим о слабости государства.
И еще об одном очень редком явлении хочется сказать. О самодеятельном памятнике, который воздвигли жители на свои средства в районе 3-й станции Люстдорфской дороги на месте, где 19 октября 1941 года было сожжено 25 тысяч мирных жителей. Он простоял в своем простом и первозданном виде недолго. Сейчас он переделан и узаконен. Но сам факт этот дорогого стоит!
Развивается наш город, и наряду с падением морали наблюдается и ее рост. Наряду с художественными неудачами имеются и творческие победы. В сущности, так было всегда. Какой процесс возьмет верх, зависит от нас с вами.
Очень бы хотелось, чтобы настоящие заметки, как и предыдущие, рассматривались именно как субъективные. У людей разные вкусы и критерии оценки. Однако именно совокупность субъективных мнений и дает картину отношения общества к явлению. Так что высказывайтесь, люди! Не хотелось бы только, чтобы при оценке художественных произведений превалировал политический фактор. Такой подход всегда вел в эстетический тупик. А окончательные итоги все равно подведет время. Оно же скорректирует величину пьедестала и памятникам, и их авторам.
 
Виктор Станиславский,
"Одесский вестник", 04.03.2006 г.